Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

Методическая деятельность

 

  

  Материал подготовил воспитатель Белова Татьяна Ивановна

Сенсорное развитие  дошкольников

 Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в прстранстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

 Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное  воспитание необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. 

 С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.       

 Младший возраст.

 В младшем возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции,  особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять  обслуживающую функцию, хотя и продолжает развиваться. Приоритет займёт мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. В процессе обучения воспитание будет совершенствоваться  с мышлением, воображением и речью. 

  Игры:

 «Загадочные пуговки»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
   Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки,  каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. 
Ход игры: 
   Воспитатель показывает ребенку панно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик. 
Взялись цвета мы изучать 
Ну и с чего же нам начать? 
Есть чудо пуговки у нас 
Помогут нам они сейчас 
Мы в руки пуговки возьмём 
И дом по цвету им найдем.

 

 «Радуга»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, 

Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
   Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи. 
Ход игры: 
   Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру. 
Радужная арка 
У нас сияет ярко 
Вот беда случилась с ней 
Потеряла часть лучей 
Лучи ребятки соберут 
Все в порядок приведут 
Станет радуга опять 
Пуще прежнего сиять. 

 

«Яблонька»

Цель игры: Развитие сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
   Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки). 
Ход игры: 
   Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам. 
Будем с крышками играть, 
Разные яблочки собирать.
      

  Средний возраст.

 В среднем  дошкольном возрасте 4 – 5 лет  ребёнок осваивает приёмы активного познания свойств  предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. В процессе активного познания ребёнок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.  Он учится воспринимать их проявления, осваивает  способы обнаружения, названия, учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о параметрах величин, о пространстве, о времени, особые свойства предметов и явлений : звук, вкус, запах, температура,  качество поверхности и др..

«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Цель игры : Научить ребенка чередовать предметы по величине.

 

Игровой материал: 

По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход игры: 

Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую,  затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

 

« ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА»

 Цель игры: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход игры : Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.

 В старшем дошкольном возрасте  5 -6 лет  ребёнок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать разновидности этих свойств, обнаруживать их  сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему , которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми.  Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

 Игры бывают:

·         По теме правил дорожного движения, светофор, знаки дорожного движения и т.п. Прекрасный способ выучить новую информацию и тренировать сенсорику.

·         Лабиринты: по запутанным нарисованным дорожкам вывести героя к цели. Популярные мотивы таких игр: волк и поросята или козлята, которых нужно развести в разные стороны, чтобы волк не съел детенышей.

·         Игры с насыщенным логическим смыслом: с помощью простых действий дети постигают первые законы логики. Самый простой вариант, при котором задействуется сенсорика: мешочек с шариками разного цвета. Для начала кладем один зеленый и один красный. Ребенок вытаскивает один и предполагает, какой остался. Это уже идет развитие логического мышления, несмотря на простоту игры.

Далее усложняем, кладя по 2 шарика и т.д. Подключаем умение подсчитывать и прикидывать в уме.

Чем хороши готовые наборы дидактических забав, так это наличием инструкции. Прежде чем приглашать поиграть малыша, убедитесь, что вы сами поняли правила и суть забавы.

·         Игры с предметами: в продаже есть большие наборы для развития сенсорики и с параллельным обучением форме, цвету, счету и т.д.: разные виды рыбалок, наборы для рисования песком, пазлы, музыкальные игрушки и шумовые, логические фигуры, наборы для изучения дробей, игры-ассоциации, тактильные тренажеры, сложные пирамидки, пазлы-аниматоры, математические планшеты

 Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет обычным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком.


 

  Закаливание детей в детском саду!

Материал подготовил воспитатель Антонова Н.В.

Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, а также являются частью физкультурных занятий.

При выполнении любых закаливающих процедур следует неукоснительно соблюдать следующие принципы:

- систематичность (начав, не следует пропускать без причины);

- постепенность (плавно увеличивать интенсивность и продолжительность воздействий);

- учет индивидуальных способностей, возраста, сопутствующих болезней, бытовых факторов, настроения;

- комплексность (следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня).

Основными задачами закаливания являются:

- укрепление здоровых детей,

- развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды,

- повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

Закаливание - это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей. При систематическом закаливании детей у организма вырабатывается иммунитет. 

Однако организация закаливающих процедур  требует от воспитателей четкого выполнения правил.

1.        В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определённое время.

2.        Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона и погоды.

Только четкое выполнение всех этих правил и рекомендаций поможет нам добиться выполнения  основных задач закаливания.

Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания –  от самых простых и щадящих до более кропотливых и время затратных и интенсивных. Очень многим из них не придается особого значения. Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривание помещения в отсутствии детей и полоскание ротовой полости приносят свои плоды.

Итак, начнем с самого простого и необходимого – микроклимата в помещении группы.

Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Важный нюанс: одеяло при этом в холодное время года должно быть достаточно теплым, чтобы под ним поддерживалась температура на уровне 39 градусов. Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.

Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей – никаких сквозняков! А вот когда они на прогулке или в спортзале – обязательное сквозное проветривание! В присутствии детей организуется угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом нужно строго следить за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну.

При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маек, при нарушении его в сторону снижения – под более теплым одеялом и в носочках. После сна – воздушные ванны, умывание прохладной водой, полоскание ротовой полости. Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, можно отметить - хождение по «дорожке здоровья».

Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Все мы знаем, что спеша на работу или по другим делам мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака в хорошо проветренном помещении и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда).

Организация детей на прогулку также имеет свои рекомендации.

Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. мы предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.

Воспитатель тщательно следит за тем, чтобы дети были одеты по погоде. Прогулки организовываются при температуре воздуха не ниже 20С в безветренную и сухую погоду, время пребывания детей на воздухе регулируется.

Всем известно о пользе солнечных ванн, однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется во время прогулки, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей.  Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 минут, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40—50 мин.

Наряду с традиционными закаливающими процедурами можно использовать его сочетание с играми и упражнениями. Так, например, ходьбу по полу босиком можно совместить с упражнениями для профилактики плоскостопия. Например,  ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

В результате включения игровых составляющих в процедуру закаливания, процесс оздоровления приобретёт более осмысленный и произвольный характер.

При организации оздоровительной работы в детском саду также используется дыхательная гимнастика.

Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным. Но еще раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано. Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно!


   Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики или несколько идей,
чем занять ребенка дома»

Материал подготовил воспитатель Бардукова Ю.С.

Описание: консультация будет полезна воспитателям детских садов, родителям. 
Одним из наиболее важных показателей готовности ребёнка к школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые напрямую зависят от состояния развития мелкой моторики рук. 

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» 

Мелкая моторика рук - это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д.  Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития.Известно, что мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма, взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.  Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

1. Крупа на тарелочке

Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например). Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

2. Вкусные игры

Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

3. Подбери крышечку к баночке

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

4. Веселое пересыпапие

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

5. Игра с пипеткой

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

6. Крупотерапия

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки. Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

7. Лепка из теста

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

8. Игра «Делаем бусы»

Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Таким образом, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. 
Вот и получается, что развивая пальчики, развиваем речь малыша.

Удачи!!!

 


 

  Оздоровление детей в зимний период

Материал подготовил старший воспитатель      М.К. Шумилова

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать не только родителям, но и сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников детского сада. Профилактика простудных заболеваний - в дошкольном учреждении в зимний период и не только, во многом зависит от взаимодействия воспитателей с инструктором по физической культуре и с медицинской сестрой. Известно, что абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Лучшая защита от простуды - ее комплексная профилактика.

Основные профилактические принципы просты и хорошо всем известны:

·                   Закаливающие процедуры;

·                   утренняя гимнастика;

·                   физкультурные занятия проводить на свежем воздухе ;

·                    хождение по ребристой дорожке босиком;

·                   мыть руки до локтя слегка тёплой водой;

·                    полоскание рта после еды, ; и т.д.

·                   выполнение санитарно-гигиенического режима;

·                   постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий

Система по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в детском саду включает дыхательную гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна с элементами самомассажа, кислородные коктейли.

- оптимальная двигательная активность, физическая культура;

- регулярное проветривание, кварцевание и влажная уборка в помещениях;

 - достаточное освещение и правильно подобранная мебель;

 -исключать возможность выхода на работу персонала, а также детей с признаками гриппа или ОРВИ;

 - вакцинация против ГРИППА, которая ставится непосредственно перед зимним респираторным вирусным сезоном.

Только при регулярном и систематическом использовании этот комплекс позволит победить частую заболеваемость в детском саду.

В течение зимы следует широко использовать воздушное и водное закаливание.

Необходимым условием является достаточное проветривание игровых и спальных комнат, спортивных и музыкальных залов. Правильное кварцевание и ионизация помещений предупреждают воздействие некоторых неблагоприятных факторов зимнего сезона на организм ребенка.

Воспитатель и инструктор по физической культуре должны подобрать упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

 - организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;

- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Одним из важных условий закаливания является также полное использование времени прогулки для пребывания на свежем воздухе при постепенном приучивании детей к низким температурам при соблюдении рекомендацийСанПиНа от августа 2013 года п. 11.5.

Чистый воздух – залог здоровья. Одним из элементов закаливания - является прогулка на свежем воздухе . Прогулка зимой доставляет радость детворе не меньше чем летом. Зимой вместе с воспитателями и родителями дети с удовольствием играют со снегом: лепят снежные фигуры, катаются на ледяных с горок .

Максимальное использование зимнего сезона для оздоровления детей, их физического развития, закаливания, эмоциональной зарядки содействует осуществлению охране здоровья подрастающего поколения.

Зимой создаются благоприятные условия для усиления обменных процессов, адаптации организма к низким температурам.

При организации режима дня в зимнее время в детском саду нужно учитывать особенности этого сезона и рекомендовать тоже делать родителям. В зимнее время представляется большая возможность для дальнейшего развития основных движений — ходьбы, бега, метания и др., которые осуществляются в измененных, более сложных условиях (скользкая поверхность, утяжеленная одежда и т. д.).

Для совершенствования физиологических функций ребенка и формирования разнообразных двигательных навыков очень эффективны подвижные игры, зимние спортивные упражнения и развлечения на воздухе. Они развивают у детей силу, выносливость, ловкость, делают их более смелыми, решительными, воспитывают чувство коллективизма.

Ходьба на лыжах, бег на коньках, катание на санках – такие виды двигательной активности приемлемы только в зимний период и нужны человеку во все периоды его жизни.

Нельзя забывать, что при подборе зимней одежды необходимо стремиться к оптимальному тепловому комфорту, помня о вредности перегревания детей.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников ДО.

  

Приобщение детей к русской национальной
культуре через знакомство
с русским народным бытом

 

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В.Г.Белинский

Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно. Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. Без знания корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.

  

Знакомство с традициями и обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.

С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества. А для этого надо познакомить их с русскими народными традициями, с историей нашего народа, с русским народным бытом.

    

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре можно начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русской народной избой. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини-музей.

Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке). Знакомим с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью и т.д. Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их.

На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», и др.

В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа, имеют представление о русских традициях и праздниках.

Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины. "Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина!"    

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего

Материал подготовил педагог ГБДОУ детского сада № 19

Сорокина Ирина Валерьевна

 


 

В театр играем – речь развиваем

Материал подготовил педагог ГБДОУ д/с № 19

Эрина Анна Константиновна

 

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей чувства эмпатии - способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».  (Б. М. Теплов)

Театр и родители.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

         Я предлагаю родителям в домашних условиям устроить детям театр.

Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть. 

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше - раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или пайетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю - корону, деду - бороду и усы, а бабке - платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете самодельную игрушку на палец… и, вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр на столе.

Именно на нем и разыгрываются представления.

Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.

Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите при помощи степлера. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка, сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того.

Для ваших детей - это будет настоящий праздник!


 

 

 Развиваем руки детей. Квиллинг

 

Материал подготовил воспитатель Шепель Татьяна Ивановна

Квиллинг - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

Инструмент.

Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный

инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь (для детей этот инструмент подходит).

Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага.

Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3—7 мм.

Техника квиллинга

Возьмите полоску бумаги двумя пальцами.

Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

Загнутый кончик легче наматывается на шило. Плотно накрутите несколько витков.

Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную. Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

Вся полоска свёрнута.

А теперь слегка расслабьте пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься. Приклейте конец полоски клеем ПВА.

Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Это заготовки «капля» и «лепесток».

 


 

 

РЕБЕНОК И ТЕЛЕВИЗОР

Материал подготовил воспитатель Е.И. Букатова

Довольно распространенная ситуация: мама занята своими делами, ребенок безотрывно смотрит в телевизор. Всем хорошо, никто ни кому не мешает. Выход видится только один — голубой экран. Насколько же безобиден тандем ребенок и телевизор? Нужно ли запрещать детям просмотр телепередач или все-таки иногда можно? Каково влияние телевизора на ребенка?

Дети и телевизор

Полугодовалый малыш, не сводящий глаз с экрана, где передают очередной выпуск новостей, вызывает умиление. Как сосредоточенно он смотрит и хмурит бровки. Неужели он что-то понимает? Ученые утверждают: абсолютно ничего. Малышей привлекает череда сменяющихся картинок, сопровождающихся звуками.

Трехлетний ребенок, переживающий за героев мультфильма, реагирует на происходящее более адекватно: он понимает,что происходит на экране…. Однако это не значит, что он способен отделять сюжет сказки от реальности.

К 7–8 годам просмотр телевизора становится более осознанным, ребенок способен понять, что реально, а что нет. И только годам к 11, будучи школьником, он способен делать какие-то выводы, соотносить действия персонажей с настоящей жизнью, то есть, проще говоря, различать хорошее и плохое, делать выводы, анализировать ситуацию.

Влияние телевизора на ребенка

Во-первых, следует понимать, что если ребенку позволить смотреть телевизор с раннего детства, не ограничивая во времени, он будет проводить у экрана целый день. И тогда вряд ли он научится отличать реальность от телевизионных сюжетов даже к 10 годам.

Психика ребенка неустойчива и податлива, а передачи более чем на 50% наполнены насилием и агрессией. Даже безобидная на первый взгляд реклама, способна чрезвычайно возбудить малыша, после чего ему придется долго успокаиваться. Ведь во время рекламы кадры сменяют друг друга с большой скоростью, все построено на динамике, ярких цветах и громких звуках. От таких эффектов ребенок впадает в состояние похожее на транс.

Какое-либо вредоносное излучение от телевизора кажется малореальным, а вот влияние на зрение вполне изучено.
С телевизионной картинкой все иначе. Предметы на экране движутся, глаза ребенка – нет. У него нет необходимости напрягать нужные мышцы, зато изрядно перенапрягаются другие. Отсюда неправильное развитие органов зрения, которое в дальнейшем может привести к близорукости, другим расстройствам зрения.

Действие любого фильма происходит в сжатом времени. Если по сюжету прошел год, то на экране это может занять несколько минут. Если герой бежит по дороге, то он достигнет ее конца через несколько секунд. Нам, взрослым, понятно, зачем это сделано, ведь никому не будет интересно наблюдать за ненужными деталями в реальном времени.

Ребенок же не обладает таким чувством времени, как взрослый, и как следствие, от частых просмотров способен вообще утратить чувство времени. По исследованиям ученых, субъективная минута у детей, проводящих много времени за просмотром телевизора, длится намного дольше, чем реальная.

Развитие речи, способность к общению — необходимые навыки для любого человека. Все они закладываются в детстве. Ребенку легче воспринимать и запоминать то, что он увидел, чем то, что услышал. На экране телевизора преобладают визуальные образы и частот все понятно даже без голоса за кадром. Понятно, что книге не сравниться с таким эффектом.

А потом родители удивляются, почему их чадо не хочет читать, не запоминает рассказ учителя на уроке, не общается со сверстниками. Да ему просто неинтересно, он не привык создавать собственные образы и анализировать ситуацию. Да и речь у него, скорее всего, плохо развита, ведь безотрывно глядя в телевизор, речевой аппарат не натренируешь.

Так же трудно ему принимать решения, делать выбор. Человек должен обладать этими навыками, чтобы успешно развиваться, и даже просто выжить. И здесь вредное влияние телевизора на ребенка очевидно. Ребенок, «воспитанный» телевизором, этого делать не умеет. У него просто нет необходимости тренироваться, ведь в кинофильмах все идет по предусмотренному сценарию, все решено заранее.

Еще одна неотъемлемая составляющая жизни человека — питание. Люди должны есть, чтобы жить, пища должна усваиваться, чтобы человек был здоров и получал энергию. Ребенок у телевизора сильно рискует заработать серьезное расстройство пищеварения.

Во время простора метаболизм существенно замедляется, однако возбуждаются участки головного мозга, отвечающего за чувство голода. Вот почему, усаживаясь перед телевизором, даже взрослый стремиться ухватить бутерброд или еще что-нибудь, чем он может полакомиться во время передачи. Вот откуда чипсы и попкорн в кинотеатрах. И вот откуда образ необъятного толстяка, окруженного коробками из-под пиццы, не сводящего глаз с экрана все того же телевизора.

И даже если ребенок что-то съест во время мультиков, это не принесет чувства сытости: мозг занят другим, а именно, восприятием картинок, и ему некогда отвлекаться на то, чтобы передать сигнал о насыщении. Поэтому еда может затянуться надолго. Пищеварение между тем замедлено, так как тело находится в состояние полного покоя, поэтому у пищи практически нет шансов быть полностью переваренной и хорошо усвоенной.

Можно ли детям смотреть телевизор

Медики и психологи утверждают, что все-таки можно. Но при этом нужно соблюдать ряд условий, если вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы он вырос здоровым и нормальным во всех смыслах человеком.

Во-первых, конечно, стоит ограничить время просмотра (на этом подробнее остановимся позже). Во-вторых, нужно с умом выбирать передачи. Логично исключить из «меню» фильмы ужасов, взрослые фильмы и передачи, а детям до 7 лет не рекомендуется смотреть даже новости.

Мультфильмы и кинофильмы нужно выбирать хорошего качества с умным, обучающим сюжетом. Поэтому лучше предварительно просмотреть или расспросить о фильме тех, кто знаком с сюжетом.

Психологи даже склонны рекомендовать семейный просмотр фильмов, предназначенных скорее для взрослой аудитории (разумеется, с вашими комментариями в нужных местах), чем кассеты с мультиками, не имеющими особого смысла и обучающего значения, замечательными только богатой цветовой палитрой и совершенной графикой.

Можно ли детям смотреть телевизор, когда показывают обучающие телепередачи ? Не только можно, но и нужно, и лучше всей семьей. Здесь важны рассуждения и анализ во время просмотра, хорошо бы спросить, что понимает ребенок, что-то объяснить, выслушать его точку зрения.

Если вы совместно смотрите какую-то передачу, смысл которой неоднозначен, требуются ваши комментарии. Возьмем простой пример с рекламой. Ребенок должен понимать, что не все, что утверждают «в телевизоре» так и есть на самом деле. Не обязательно объяснять специально, можно просто вслух прокомментировать, высказать свое отношение, чтобы ребенок понял: если вещь показывают в рекламе, это вовсе не значит, что она самая лучшая, а все остальное «отстой».

Отсюда возникает следующий вопрос: можно ли детям смотреть телевизор одним? Ученые говорят, что просмотр детских мультфильмов без присутствия у телевизора взрослого вполне допустим лет с 3–4-х.

Сколько детям смотреть телевизор

Медики не советуют приобщать малышей к телевизору до 2-х, а то и до 3-х лет. Дошкольникам от 3-х до 6-ти лет можно проводить у экрана порядка 20-ти минут в день. Школьникам младших классов (от 6-ти до 11-ти) не повредит 40-минутное пребывание у телевизора. Подросткам до 14 лет можно смотреть телевизор не более часа в день. Молодым людям до 18 лет лучше ограничиться 2-мя часами.

Конечно, решение проблемы ребенок и телевизор ложиться на плечи родителей, и именно им делать выбор разрешать или нет, сколько детям смотреть телевизор. Однако при этом стоит все же учитывать, что, по мнению ученых, время, которое дети проводят у телевизора, растет с каждым годом, и вместе с этим показателем растет количество случаев расстройства здоровья и психики у детей, неадекватных реакций и агрессии у подростков.

Поэтому логично постараться заполнить мир вашего малыша другими интересами, уделять ему достаточно внимания и любви, помогать ему развиваться, общаясь с живыми людьми, а не с нарисованными персонажами.

 

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"